Развитие творческих способностей младших школьников

Как развить творческие способности у школьника
Как развить творческие способности у школьника

С 2012 года вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Одним из важнейших его направлений является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

Получается, что главной целью школы как социального института в условиях современной действительности является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, ведущих к самореализации личности. Это означает, что должны быть созданы условия для индивидуального развития обучающихся. Особенно отмечены одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Если раньше по стандарту предъявлялись ко всем единые требования, без учета уровня способностей, то новый образовательный документ дает возможность с одаренными детьми заниматься иначе, на более высоком уровне.

Одаренный или неодаренный?

Как же определить, одаренный или неодаренный ребенок? Согласно исследованиям психологов, у каждого ребенка от рождения имеются задатки к развитию в той или иной деятельности: художественно-эстетической, музыкальной, спортивной, интеллектуальной или другой сфере. Что-то определяется генами, своеобразной предрасположенностью к какому-либо виду деятельности. Однако если эти задатки не развивать, они никогда не перейдут в способности.

В “Педагогической энциклопедии” способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным для выявления индивидуальных способностей.

Так как у детей в этом возрасте хорошо развит познавательный интерес, так называемая любознательность, желание проникнуть внутрь каждого предмета или явления, то в процессе обучения проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Это становится ведущим видом деятельности. Поэтому педагогам важно в этот период диагностировать предпосылки каждого ребенка в классе к развитию того или иного вида деятельности, чтобы в дальнейшем создать условия для их успешной реализации.

Как определить способности своего ребенка?

Любящий и внимательный родитель еще в раннем детстве заметит, к какой деятельности тяготеет его малыш. Все девочки как девочки играют в куклы, а ваша гоняет с мальчишками в футбол? Возможно, ее ждет великое спортивное будущее. Может быть, тогда стоит отдать ее в спортивную секцию? А если мальчик вместо того чтобы раскурочивать подаренные машинки, с упоением вышивает крестиком или занимается оригами? Скорее всего, у него хороший художественный вкус, и родителям было бы неплохо записать его в художественную школу.

Надо чувствовать интересы своего ребенка, а для этого наблюдать за ним, общаться с ним почаще. Страшнее, когда родители пытаются в своем ребенке воплотить свои не реализованные в детстве проекты. Несостоявшаяся фигуристка мама тащит четырехлетнюю дочь в секцию фигурного катания против ее воли, или так и не научившийся играть на гитаре отец с ремнем в руке усаживает сына за ноты. Такими методами можно навсегда отбить у ребенка желание вообще чему-нибудь учиться.

Основное и дополнительное образование

Любой психолог скажет, что способность формируется, а значит, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Однако наблюдая ребенка в деятельности, нельзя абсолютно точно определить, есть или нет у него такие способности. Не случайно при приеме в музыкальную школу проводят прослушивание, чтобы определить, есть у ребенка музыкальный слух или нет. Иначе как обучать его музыке? Точно так же существует элементарный отбор в спортивную секцию. По крайней мере, потребуется справка о состоянии физического здоровья, чтобы тренировки пагубно не отразились на самочувствии ребенка.

Но это разговор о профпригодности к такой деятельности, где развивают не просто способности, а ищут талантливых детей. Иными словами говоря, это специальные способности. Их развитием призвано заниматься дополнительное образование. В основной школе речь идет о развитии общих способностей, например, умственных возможностей, совершенной речи, развитой памяти, тонкости и точности ручных движений и т. п.

Кроме того, способности делятся на теоретические и практические: первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическому мышлению, вторые указывают на приоритет конкретных, практических действий, которые лучше всего получаются у отдельного индивида. Вот именно определению, формированию и развитию тех или иных способностей и должна помогать современная школа. Именно этой цели подчинен новый образовательный стандарт, сформированы образовательные программы и выбраны соответствующие методы обучения.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Маме на заметку