Адаптация первоклассников к школе

Проблема адаптации первоклассников к школе
Проблема адаптации первоклассников к школе

Что такое адаптация? В широком смысле термин "адаптация" означает приспособление живого организма к новым условиям среды. Применительно к первокласснику адаптация обозначает процесс привыкания к новым для него школьным условиям и требованиям. Психологи связывают адаптацию с другим понятием – готовностью ребенка к школе.

Готовность ребенка к школе

Практически все дети приходят в школу после детского сада. Режим дня в подготовительной группе уже в какой-то степени приближен к условиям школьной действительности: есть занятия, имитирующие элементы урока, дети выполняют тесты. В некоторых дошкольных учреждениях есть разные виды физкультурных занятий, включающие не только гимнастику, но даже лыжи, метание, эстафеты – то есть, все, что может быть востребовано на школьных занятиях физкультурой.

Однако в садике еще преобладают игры, на дом не дают никаких заданий, а дневной сон для многих является последней возможностью восстановить физические и душевные силы. Главное, дети пока не испытывают чувства ответственности за результат своей деятельности.

Когда ребенок приходит в школу, привычный для него режим работы и отдыха коренным образом изменяется. Уроки длятся дольше привычных им занятий, нет организованных игр, в том числе, с любимыми игрушками. Появляются дисциплинарные требования, форма, первые домашние задания, а самое главное – чувство ответственности за все, что делает ребенок. Успешность усвоения программы детьми, уровень развития определенных психических функций, привыкание к новым условиям говорят о физиологической, социальной или психологической адаптации.

Физиологическая адаптация

Она может продолжаться от двух недель до полугода в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Есть дети, которые уже к концу первой четверти худеют от нервного или физического перенапряжения. У кого-то повышается или понижается давление. Многие первоклассники страдают от головной боли, у них отмечается плохой сон и аппетит. А у некоторых детей врачи выявляют шумы в сердце, нарушение психосоматики и другие расстройства здоровья.

Конечно, большая часть детей адаптируется уже в течение первых месяцев, а то и недель обучения. Такие дети легко привыкают к своим первым обязанностям, осваиваются в новом коллективе, заводят друзей. Они приходят в школу с хорошим настроение, учатся без видимых усилий, активны на уроках. Есть дети, у которых отношения со школой складываются намного дольше и сложнее. Они могут играть на уроках, постоянно отвлекаются, не всегда реагируют на замечания учителя, или их реакция больше напоминает истерику. Но и они к концу первого полугодия все-таки принимают новые требования, постепенно к ним привыкая.

Но остается еще небольшая часть детей (по разным подсчетам, от 8 до 14%), чье поведение так и остается тревожным. Помимо неуспехов в учебе, у них проявляются негативные поведенческие реакции, проявление агрессии по отношению к взрослым и сверстникам. Таким детям уже требуется психологическая помощь.

Психологическая адаптация

Как правило, большинство детей хотят идти в школу. Вместе с родителями они с удовольствием выбирают для себя школьный портфель, различные учебные принадлежности, примеряют новую форму. А 1 сентября становится для них настоящим праздником.

Но когда наступают рабочие будни, у многих появляются капризы, начинаются резкие перепады настроения и даже истерики. Родители в панике: ребенка никто не обижает, учитель хвалит, а первоклассник бьется в истерике и не хочет идти в школу.

Что же происходит? Стресс, т. е. сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных возможностей нервной системы. У школьника психологический стресс, потому что он вступил в новую для него фазу жизни, от которой неизвестно пока чего ожидать. А капризы и истерики – это своеобразный крик о помощи, так как объяснить по-другому, что с ним происходит, ребенок пока не может.

Социальная адаптация

Социальная адаптация связана, в первую очередь, с желанием и умением ребенка принять новую социальную роль – школьника. Такая роль требует от него умения слушать, воспринимать, реагировать на задания и просьбы учителя, планировать свою работу, анализировать полученные результаты или первые неудачи.  Все это становится основанием для формирования адекватной самооценки. Кроме того, первоклассник учится устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и учителями, что в дальнейшем и поможет ему успешно социализироваться, то есть находить свое место в обществе сначала друзей и знакомых, а потом и незнакомых людей.

Осбенности обучения в первом классе

Уже в течение многих лет в первом классе школы используют безоценочные технологии в обучении, чтобы не вызывать у первоклассников страх перед оценкой. Согласно гигиеническим требованиям, в первом классе сохраняется прогулка на улице между уроками, а сами уроки первоначально длятся 35 минут, и количество их постепенно увеличивается с трех до четырех в день. В самой длинной третьей четверти для первоклассников предусмотрена дополнительная неделя каникул.

Учителя начальной школы, в соответствии с новыми образовательными стандартами, должны выстраивать процесс обучения, используя развивающие технологии, что обеспечивает высокий уровень мотивации у детей, а значит, и дальнейшую познавательную активность.

Как могут помочь родители?

Составьте распорядок дня

И все-таки самую важную помощь могут оказать только родители. Они помогают сформировать оптимальный режим дня, чтобы, помимо уроков и выполнения домашних заданий, в распорядке дня было предусмотрено время для игровых занятий (только не компьютерных !) и прогулок. Самое главное, родители должны проявлять искренний интерес к делам своего ребенка, в том числе и учебным.

Уделяйте ребенку достаточно внимания 

Нужно обсуждать, как прошел день, что нового узнал первоклассник, что у него получилось, а что не удалось. При этом не нужно сравнивать его с другими детьми или ставить кого-то в пример: каждый движется вперед по мере своих сил. Наоборот, нужно хвалить его как можно чаще, но не просто так, а за маленькие победы и достижения, которых он достиг сам, своим упорством и старанием.

Но не нужно поддерживать интерес какими-то материальными стимулами, вроде нового телефона или планшетного компьютера. Рано или поздно запросы ребенка станут непомерно высокими, и тогда результат может оказаться слишком непредсказуем. Нужно набраться терпения, чаще демонстрировать любовь к своему ребенку, каким бы успешным или неуспешным он ни был. Чувствуя поддержку, но и требовательность со стороны своих родных людей, ребенок рано или поздно освоится в новой для себя среде, станет внимательным, ответственным учеником и будет радовать своими успехами.

© Фадеева Мария, Dealinda.ru

Маме на заметку