Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам

Как научить ребенка быть вежливым
Как научить ребенка быть вежливым

«Как научить ребенка вежливости»? На этот вопрос можно ответить просто: будьте вежливы сами. Существует английская пословица, которая гласит: «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

Довольно часто родители совершенно не обращают внимание на свое поведение и на то, что маленькие ушки, будто бы поглощенные игрой, внимательно слушают родительские разговоры. Мама или папа могут пренебрежительно отзываться о ком-либо, применяя эмоционально окрашенную ненормативную лексику, а затем удивляются, когда ребенок полностью повторяет их поведение.

Правда, находятся и такие родители, которых это забавляет. Они не считают нужным быть вежливыми сами и соответственно воспитывать вежливость в ребенке. Для них вежливость – что-то вроде пережитка, мешающего занять «свое место под солнцем». В воспитании ребенка они руководствуются правилом: «Наглость – второе счастье».

Что такое «быть вежливым»?

И все же большинство родителей понимают, что вежливость – неотъемлемая черта интеллигентного человека. Ведь вежливость подразумевает не только умение здороваться, прощаться и говорить «спасибо» (хотя некоторые люди считают, что для того чтобы слыть вежливым, этого вполне достаточно).

Быть вежливым – это умение строить отношения и находить компромисс в спорных ситуациях, быть тактичным, благожелательным и уважать чужую точку зрения. Вежливость нужна для того, чтобы избегать напряженности в коллективе, чтобы люди чувствовали себя комфортно в обществе друг друга. Можно обращать внимание ребенка на то, насколько приятнее жить среди тех людей, которые относятся друг к другу доброжелательно, чем среди тех, кто постоянно ссорится и конфликтует.

Умение идти на компромиссы

У подрастающего ребенка круг общения постепенно расширяется: в него входят уже не только родители, но и сверстники и прочие посторонние люди. В процессе общения часто возникают конфликтные ситуации, которые заканчиваются дракой, потому что дети не научены контролировать свои эмоции и управлять ими.

А ведь важное умение идти на компромисс зачастую несправедливо считают негативным качеством. В качестве отрицательного примера можно упомянуть многие фильмы и особенно сериалы, в которых герои кричат друг на друга так, что никого не слышат, кроме себя. Если подобные фильмы смотрят дети, необходимо обратить их внимание, что таким способом проблемы не решаются. Можно привести и такой пример: одного человека спросили, у кого он научился вежливости. На что он ответил: «Я учился вежливости у невежд. Я воздерживался от тех слов и поступков, которые мне были неприятны в них».

Что должен знать ребенок

Существуют общепринятые правила вежливости, предусматривающие определенные шаблоны поведения. Например, знание стандартных форм диалогов облегчает общение с малознакомыми людьми. Психологи считают, что правилам поведения ребенка можно начинать учить уже с двух лет.

Это такие элементарные правила, как:

  • не отбирать чужие игрушки;
  • не драться с детьми;
  • не обзывать их.

В общественных местах:

  • не кричать;
  • не ползать по полу и т.п.

Дети постарше должны уметь вести себя в гостях:

  • не перебивать взрослых посреди их разговора;
  • а если что-то нужно спросить – дождаться паузы в разговоре.

Конечно, волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» – это азбука вежливости. Пытаясь научить ребенка вежливости, не нужно самому проявлять грубость. Например: «Что же ты, свинья такая, спасибо не сказал?». Чтобы обучение правилам вежливости не вызывало скуку своей назидательностью, можно это делать на примерах детских книг, мультфильмов. Дети любят, когда их хвалят, – не нужно забывать об этом.

Вежливость – не значит мягкотелость

В то же время можно встретить и такое мнение, что вежливый человек – лицемерный, а его улыбка – искусственная, за которой может скрываться неискренность. Некоторые считают, что вежливость мешает человеку оставаться самим собой или проявлять характер, что с вежливыми людьми не особенно считаются и не принимают их всерьез. Поэтому важно, чтобы родители четко представляли себе сами и могли объяснить ребенку, в каких случаях можно переступить грань вежливости и постоять за себя.

Сложность часто состоит и в том, что для подросшего ребенка могут стать авторитетом уличные или школьные лидеры, воспитание которых оставляет желать лучшего. Авторитет же родителей отступает на второй план, чего нельзя допускать. Ребенку приходится сталкиваться и с тем, что требования, предъявляемые к нему другими людьми, не соответствуют тем правилам общения, которые ему прививали родители. В этом случае ребенок должен знать, что существуют разные люди и разные ситуации и что правила вежливости не абсолютны.

В любом случае родители должны интересоваться, с кем дружит их ребенок, наблюдать за тем, как он общается с другими детьми, какое место занимает в детском коллективе, умеет ли сохранять достоинство, не озлобляясь. Это нужно знать, чтобы вовремя обсудить трудную для ребенка ситуацию, помочь ему советом либо откорректировать его поведение ребенка.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru