Кратко о развитии воображения детей в разном возрасте

Развитие воображения у детей
Развитие воображения у детей

Ваш малыш увлеченно рисует картинки с необычными героями, да еще и рассказывает вам кто они, откуда пришли и как живут в своем мире? А вы волнуетесь – нормально ли это? Радуйтесь: у вашего маленького фантазера хорошо развито воображение! И это просто здорово!

Что такое воображение?

Это замечательная способность придумывать образы таких предметов, которых нет рядом или же которых не существует вообще. С помощью этой нехитрой способности ребенок фантазирует, может сам управлять вымышленными событиями, и даже находит решение несуществующих проблем. Именно в детстве, когда оно зарождается, нужно обязательно его развивать.

Воображение очень тесно связано с такими областями жизни, как игра, творчество, моделирование, память. Ошибочно считается, что оно больше всего необходимо людям творческих профессий, но на самом деле оно также нужно всем. Ведь именно воображение способствует изменению взгляда на самые обычные и привычные вещи и они рассматриваются с неожиданной точки зрения, что в некоторых ситуациях приводит к нахождению абсолютно нестандартных решений.

Насколько важно его развивать?

Воображение помогает людям совершать неожиданные открытия, придумывать необыкновенные идеи и даже писать книги. Все это заслуги отлично развитой фантазии, которая делает человека бесконечно многогранным и чрезвычайно восприимчивым к миру. Отсутствие воображения как такового привело бы к тому, что наша жизнь была бы лишена интересных сказок, великолепных музыкальных произведений, веселых детских игр.

Воображение для человека очень важно и даже просто необходимо. Период его активного развития приходится на 3 -16 лет, именно в это время и нужно усиленно заниматься его развитием, потому что игнорирование этого важного качества может привести к тому, что ребенок практически перестанет интересоваться любыми видами искусства, а также наукой, потому что его творческое воображение так и останется на уровне появления.

Максимальное свое проявление воображение находит в играх: так обычная палка в руках ребенка становится копьем или шпагой, а непонятная ткань – плащом рыцаря. Придумывать и фантазировать гораздо проще ребенку более старшего возраста. Сначала малыши могут фантазировать и воображать только то, что услышали от других, но потом сами начинают придумывать необычные истории.

Виды воображения

В психологии выделяется три вида воображения, а зависят они от способа формирования.

Воссоздающий

В этом случае образ формируется на основе ранее услышанного или самостоятельно прочитанного рассказа.

Творческий

Фантазии малыша абсолютно самостоятельные, не на чем не основанные. Это самый лучший вид воображения, которое обязательно нужно развивать.

Неуправляемый (буйный или безудержный)

В этом случае дети практически живут в вымышленном мире, горячо доказывают, что все их выдумки – чистая правда. Чтобы использование воображения стало для ребенка обычным делом, нужно показать ему, что в каждом явлении или предмете на самом деле заложено гораздо больше, чем всем это кажется на первый взгляд. А поэтому взрослые обязательно должны поощрять сочинение историй, задавание вопросов, стремление к экспериментам.

Развитие воображения у малышей до 1.5 лет

В этом возрасте роль родителей в развитии фантазии детей действительно значительна. А на помощь придут сказки и небольшие истории, стихи и картинки в детских книгах. Читайте, рассказывайте, рассматривайте, обеспечьте малышу максимум самых разнообразных впечатлений, ходите с ним в гости и по магазинам, постоянно разговаривайте с ним, играйте в игрушки, а после года приобретите ему несколько игрушек с интересным «секретом».

Занятия по развитию этого важного навыка с детьми от 1.5 до 3 лет

Именно в этот возрастной период ребенок с удовольствием «включается» в общение, поэтому рассказывайте ему как можно больше о предметах, которые его окружают, придумывайте истории о некоторых таких предметах. Расскажите ему о времени, объясните, что значит вчера и сегодня, а что будет завтра. Используйте смену времен в своих рассказах – пусть малыш учится думать не только о настоящем времени и сегодняшнем дне.

В этом возрасте с успехом можно вводить простые ролевые игры – строить домик для зайчика, который потом там живет, спит, кушает. Со временем такие игры можно усложнить – научите малыша описывать конкретные детали, возможные варианты развития действия. Такие игры станут началом усвоения навыков планирования и моделирования.

Игры и интересные занятия для детей старше 3 лет

Это отличный возраст, когда ребенок с особым вниманием смотрит и слушает, а также ему вполне по силам участвовать в творческом процессе. Старайтесь ему много читать, а в новых историях просите его придумать финал или другой вариант развития. Ищите вместе клад, ждите появления феи, участвуйте в исторических реконструкциях, играйте в шахматы или другие игры, в основе которых лежит определенная стратегия.

Какие реальные методы можно использовать для развития воображения?

Их великое множество. Так, в детских садах детей учат придумывать истории, а затем воплощать их в рисунке или выступать на празднике в роли героев сказок. А другие способы достаточно успешно используются и в домашних условиях:

«Игра на рисунке»

Нарисуйте сами на листе бумаги какую-нибудь сюжетную картинку, но вместо самих героев оставьте пустые кружочки. Отдельно на листе изобразите, а затем вырежьте ножницами героев своего творения, отдайте их ребенку и пусть он «оживит» ими рисунок – расставит их по своему усмотрению.

Потом попросите его объяснить, почему он поставил их именно на эти места. Деткам со слабым воображением выполнить это задание будет сложно, возможно, даже понадобится ваша помощь, а тем, у кого воображение развито хорошо, выполнить ваше задание не составит особого труда. А детки с очень развитым воображением даже смогут придумать прямо на ходу целую историю про своих героев.

«Волшебная палочка»

Поиграйте с ребенком в такую интересную игру: дайте ему какую-нибудь палочку и предложите представить, что она волшебная. Пусть ребенок подумает, что ему хочется сделать с ее помощью и расскажет вам об этом.

«Дорисуй недостающую деталь»

Такая игра очень нравится детям. Сначала можно нарисовать зайчика с одним ушком, а затем можно уже изобразить животного без туловища, и пусть малыш сам догадается, кто это, и дорисует недостающие части тела.

«Аппликации»

Взрослый должен вырезать много разноцветных геометрических фигур, а задача ребенка – сделать из них все, что он сможет придумать: человечков, животных, машинки, сказочных существ. Такая игра учит ребенка мыслить и воображать.

«Опиши сказочного героя»

Когда мама рассказывает малышу сказку, можно попросить описать героев, как он их себе представляет, а потом даже нарисовать рассказанное – как выглядят герои, где живут, что делают, описать их одежду.

«Путешествия»

Вообразите, что вы можете отправиться куда угодно. Задайте вопрос ребенку, где бы он хотел побывать? Куда отравиться? Что ему хочется увидеть? Таких игр достаточно много и дети в них играют с неподдельным удовольствием. Задача взрослых – заинтересовать ребенка, помочь всеми способами развить его фантазию и воображение, ведь эти навыки ему понадобятся в последующей жизни, особенно в школе.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Маме на заметку