Как легко научить ребенка читать по слогам

Учим ребенка читать по слогам
Учим ребенка читать по слогам

Ваш малыш стал четко и понятно разговаривать, он с огромным интересом слушает сказки и, показывая маленьким пальчиком на буквы в книжках, постоянно спрашивает: «Что это?»

Вы терпеливо объясняете, что это буквы, которыми написана книга, а интерес малыша не исчезает, а, наоборот, становится еще больше? Возможно, пришло время познакомить его с азбукой, а потом и научить читать.

Когда надо приступать к обучению чтению?

Здесь все просто и достаточно ясно:

  • когда у ребенка есть колоссальный интерес и желание научиться читать самому;
  • когда перспектива поступления в первый класс обозначилась на горизонте жизни вашего чада максимально явно.

В первом случае все идеально: малыш хочет этого сам, а задача взрослого – не спугнуть это желание, отнестись к занятиям серьезно, но ненавязчиво, действовать постепенно, цели и задачи ставить посильные и достижимые. Тогда успех придет обязательно. В случае второго варианта дело может быть несколько затруднено, потому что над роковым словом «надо» будет преобладать нежелание ребенка этим заниматься. Тогда задача взрослого – заинтересовать малыша, приложить все усилия, чтобы ситуация переломилась и ребенок сам захотел учиться, – только в этом случае вас ожидает успех.

Как научить ребенка читать?

Из всей массы разнообразных обучающих методик стоит выделить несколько хорошо зарекомендовавших себя, потому что они проверены временем и детьми. Некоторые из их кардинально отличаются от привычной для нас традиционной методики, но изучить их и разобраться, в чем заключается сам смысл обучения чтению, должен каждый родитель. Современные дети по способу своего мышления очень сильно отличаются от своих родителей, поэтому может быть именно в вашем случае более успешной окажется методика, которая, на ваш взгляд, гораздо сложнее и запутаннее.

Метод Н. А. Зайцева 

Достаточно необычный способ обучения чтению, потому что учит читать не именно по слогам, а по так называемым складам. Основное вспомогательное средство в ней – специальные кубики, которые можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине. Играть в такие кубики можно с ребенком с самого маленького возраста, с двух лет и даже раньше. Смысл методики – занятие через игру: дети очень быстро все понимают и запоминают, если информация им преподносится в игровой форме.

Кубики Зайцева разного размера, цвета и даже звучания, а «звенят» они по-разному, потому что внутри у них в зависимости от букв, которые написаны на их гранях, разный наполнитель. Именно такие разные кубики и помогают ребенку быстро выучить те склады, которые он на них видит, малыш чувствует разницу всех звуков, очень быстро все запоминает и уже через несколько занятий уже может сам составлять и даже читать составленные слова.

Метод Глена Домана

Автор считает, что чем раньше начато обучение ребенка, тем оно успешнее. Вспомогательное средство этого метода – карточки, на которых написаны целые слова. Эти карточки можно показывать даже младенцу, который лежит у себя в кроватке. А смысл метода заключается в том, что с помощью фотографической особенности нашей памяти малыш сам начинает различать буквы, а затем и читать целые слова. Это самая длительная методика обучения чтению, но она достаточно эффективна.

Метод Марии Монтессори

Он вообще отличается от известных нам методик обучения чтению. Основательница метода предлагает научить ребенка чтению через письмо. Суть метода заключается в том, что прежде нужно научить малыша писать буквы и слова, а затем будет гораздо легче и проще научить его выразительному чтению.

В развивающих школах Монтессори дети вырезают буквы из бумаги с разной фактурой, лепят их из пластилина, рисуют их на песке или манной крупе, обводят интересные красочные трафареты, а потом уже пишут целые слова и предложения. Разумеется, обучение происходит в игровой форме.

Классический метод обучения чтению по слогам

Возможно, вам все-таки ближе и понятнее наш старый добрый слоговой метод. Свою эффективность он доказал многолетним использованием в обычной школе. Именно так учились читать вы и ваши родители, может быть, именно он подойдет и вашему ребенку.

Учим буквы

Это можно сделать с помощью плаката «Азбука», который предварительно повешен на доступном для ребенка расстоянии, либо с помощью «Букваря» или магнитных букв. Правильнее сначала выучить все гласные буквы – они даются детям легче всего. Потом можно приступать к согласным. Не называйте ребенку само наименование буквы, а произносите ее звуковой эквивалент: так буква М должна у вас звучать не [эм], а [м], буква Н – не [эн], а [н]. Когда буквы будут усвоены, можно показать ребенку, как из них составляются простые слова.

Читаем по Букварю

Букварь в процессе обучения играет очень важную роль. Так «читаем» по «Букварю» каждый день в течение месяца 5-10 минут: водим своим пальцем, указкой или пальчиком малыша по буквам, четко артикулируем слоги и акцентируем на них особое внимание. Это подготовительный этап, в занятиях важна последовательность и регулярность.

Чтение по слогам

Переходим непосредственно к обучению чтению по слогам. Читаем слоги самостоятельно и просим ребенка повторить. Малышу сложно понять, как две рядом стоящие буквы дают слог, но он легко может запомнить результат такого соседства – само произнесение слога. Терпение и повторение обязательно дадут результат.

Начинайте читать с открытых слогов, то есть таких, где согласный плюс гласный, а первые слова, которые сможет ребенок прочитать самостоятельно, нужно выбирать из повторяющихся открытых слогов – «мама», «баба», «папа». Такие слова близки малышу, и, прочитав их, он испытает небывалую радость и самые положительные эмоции, что очень важно с точки зрения психологии. Не торопите события, пусть все идет своим чередом, но занятия чтением должны быть стабильными и регулярными. Только так они смогут принести максимальную пользу.

Подведем итоги

Все методики обучения чтению разные, но любящим родителям под силу выбрать самую оптимальную для успешных занятий со своим ребенком. Постарайтесь в это время быть доброжелательными и терпеливыми, контролировать свои эмоции, если у вашего чада что-то получается не так или ему не удается справиться с заданием с первого раза. В любом случае от таких занятий будет несомненная польза: вы приятно проведете время со своим сокровищем, а спустя некоторое время ваш любимый малыш сможет порадовать вас уверенным чтением по слогам.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Маме на заметку