Задержка речи и речевого развития у ребёнка

Задержка речевого развития у ребенка
Задержка речевого развития у ребенка

В годовалом возрасте малыш должен произносить около десяти легких слов и знать названия двух сотен предметов. Кроме того, он должен понимать речь, обращенную к нему и реагировать на слова.

Уже в два года ребенок строит фразы и простые предложения, пользуется местоимениями и прилагательными, а его словарный запас растет как минимум до пятидесяти слов, но специалисты ожидают от него как минимум ста слов.

Более сложные предложения с использованием двух-трех сотен слов ребенок начинает строить в два с половиной года, начав использовать шипящие звуки. Уже в три года малыш должен говорить объединенными по смысле предложениями, правильно употребляя местоимения, наречия и прилагательные.

Задержку в развитии в трехлетнем возрасте определить просто: нужно, чтобы с малышом поговорил незнакомый ему человек. Если складывается нормальная диалоговая речь – все в порядке.

Граница между задержкой речевого развития и индивидуальными особенностями ребенка

Рамки, учитываемые нормами развития, достаточно гибкие. Если в год ребенок еще не говорит десяти слов, а только семь, не стоит бить тревогу. Причем мальчики могут отставать от девочек на 4-5 месяцев. Многие люди считают, что за развитие речи отвечает определенная область головного мозга. На самом же деле речь формируется при согласованной работе двух полушарий мозга.

Для того, чтобы речевое развитие проходило нормально, важно гармоничное развитие обоих полушарий. Пучок нервных волокон, которые их соединяют, у мальчиков тоньше, чем у девочек, и отличается более медленным развитием. Но это различие быстро сходит на нет. Если отклонение от нормы сильное, стоит бить тревогу. Именно среди мальчиков особенно высок процент отклонений как в речевом, так и в психоречевом развитии.

Среди детей, страдающих заиканием, мальчиков в два раза больше, чем девочек. Почти полным отсутствием речи при нормальном слухе страдают втрое больше мальчиков, чем девочек.

Когда бить тревогу?

До 2,5 лет словами можно считать не только полноценные (к примеру, «мама»), но и «малышковые» слова «би-би», «куп-куп» и прочие. Но, если ребенок в возрасте 2,5 лет еще не пытается строить фразы из трех-четырех слов, это является поводом для волнений. Внимательные специалисты могут выявить задержку речевого развития в раннем периоде.

Основные признаки значительной задержки речевого развития

4 месяца

Ребенок в 4 месяца не реагирует на жесты родителей, не улыбается и не оживляется, когда с ним разговаривает мама.

8-9 месяцев

Ребенок в 8-9 месяцев не начинает лепетать.

1.5 года

  • не говорит простых слов;
  • не знает собственного имени и названий окружающих предметов;
  • не может выполнить самые простые просьбы родителей.

Ребенок имеет трудности с жеванием или сосанием (к примеру, если полуторагодовалый ребенок не может жевать).

2 года

Ребенок в два года не пытается выучить новые слова и повторяет только отдельные, не связанные слова.

2.5 года

  • имеет словарный запас менее двадцати слов и словоподражаний;
  • не знает названий частей тела и окружающих предметов;
  • не может указать на знакомый предмет по просьбе родителей или принести предмет, находящийся вне поле его зрения;
  • не умеет составлять простые фразы из двух слов.

3 года

Трехлетний ребенок говорит так неразборчиво, что даже родители с трудом могут его понять, не говорит простых предложений, не понимает простых рассказов и объяснений. Говорит слишком быстро, не проговаривая окончаний слов, или, наоборот, слишком медленно, растягивая слова, хотя примера такой речи никогда не слышал.

Малыш выражается фразами из книжек или мультфильмов, но не может построить свои собственные словосочетания и предложения (это – признак крайне серьезного отклонения в развитии). Ребенок постоянно зеркально повторяет слова и фразы, которые говорят при нем взрослые (даже если говорит к месту) – причина для срочного обращения к психиатру.

У ребенка любого возраста все время приоткрыт рот или отмечается повышенное слюноотделение без явных на то причин. Заметив, что речевое развитие малыша не соответствует норме для его возраста, следует срочно обратиться к специалистам. Если начать коррекцию расстройства в раннем возрасте, уже к школе ребенок ничем не будет отличаться от сверстников.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Маме на заметку