Что должен знать и уметь ребенок в 1 год

Что должен уметь ребенок в 1 год
Что должен уметь ребенок в 1 год

Наверно, многие мамы, наблюдая за своим ребенком и другими детьми – его ровесниками, мысленно сравнивают их. При этом одни отмечают, что их ребенок умеет и может больше, другие же начинают волноваться, почему их малыш «отстает».

Существуют определенные стандарты навыков и умений ребенка, которыми он должен овладеть в том или ином возрасте. Хотя те же стандарты зачастую повергают мам в еще большее беспокойство, если они обнаружат, что их ребенок в них не вписывается. Но, как говорят авторитетные медики, ребенок ничего никому не должен.

Поэтому на подобные стандарты нужно ориентироваться, но не стоит считать их рамками, в которые ребенка нужно загонять. Тем более, что и разные стандарты «предъявляют» разные требования.

Можно выделить три главные направления в развитии ребенка, в частности годовалого:

  • физическое;
  • интеллектуальное;
  • социальное.

Физическое развитие

Должен ли ребенок уметь ходить в год?

В некоторых стандартах указано, что главное умение годовалого ребенка – это умение ходить самостоятельно. В то же время многие дети начинают ходить позднее этого срока – между 12 и даже 16 месяцами. И педиатры считают, что это нормально. Ведь все дети разные – у них разный вес и разное соотношение между частями тела, разный опыт и даже разный характер. Кто-то мог удариться при первой попытке пойти и теперь просто боится. А кому-то пока больше нравится передвигаться ползком.

Годовалые детки, которые еще не ходят, пытаются это делать – они встают на ножки, опираясь на какой-либо предмет, и передвигаются, держась за него. Часто они отпускают руки и делают несколько шагов самостоятельно. Их движения пока неуклюжие, они широко расставляют ножки при ходьбе, поскольку еще плохо держат равновесие и координируют движения. Однако они очень активны и постоянно испытывают свои силы, осваивая новые способы передвижения.

Мама должна быть начеку

Мамам в это время нужно быть очень внимательными, поскольку ребенок уже способен залезть в ранее не доступные ему и опасные для него места, которые интересуют его все больше. Он может вылезти из своего высокого стульчика, подняться по ступенькам. Его интересуют уже не только детские игрушки, но и «взрослые» предметы, которые чреваты для него травмами, ранами и ожогами. Он наблюдает за взрослыми и пытается имитировать их действия – включать и выключать газ, воду, электроприборы, поэтому ребенка нельзя ни на минуту оставлять без присмотра.

Помогайте ребенку развивать моторику рук

Подобное желание деятельности родители должны направлять, играя с ребенком и показывая, например, как собрать пирамиду, матрешку и пр. Моторика рук ребенка позволяет ему использовать столовые приборы, зубную щетку, он самостоятельно пьет из чашки или держит бутылочку, помогает себя одевать, бросает мяч, несет нетяжелые предметы.

Ребенок годовалого возраста любит вынимать содержимое шкафов и ящиков и складывать его обратно, переворачивать предметы и тянуть их за собой, «рисовать» где придется. И не стоит его за это ругать, ведь он познает мир и не имеет представления о том, что мы называем порядком.

Интеллектуальное развитие

1. В этом возрасте дети имеют еще небольшой словарный запас, хотя запас понимаемых ими слов намного вырос. Они активно могут пользоваться словами «мама», «папа», «баба» и пр., ассоциируют знакомых людей с их именами. Хотя они и не выговаривают слова полностью, но близкие понимают, что, к примеру, «кани» – это макароны, а «бадя» – это банан.

У них есть собственные обозначения и многих действий: вроде «ам-ам» – кушать, «пати» – «спать» и пр. Они понимают, когда нужно сказать «да» и «нет», и сопровождают эти слова мимикой.

2. Дети этого возраста знают названия частей лица и тела и могут их показать.

3. Многие дети этого возраста восприимчивы к музыке, у них есть чувство ритма и они проявляют его, пытаясь танцевать.

Социальное развитие

1. Годовалый ребенок проявляет живой интерес к другим детям – ему нравится наблюдать за играми старших детей на улице. Он учится обобщать. Например, «ляля» – это уже не только кукла, но и другой ребенок на улице. Ему нравится наблюдать за транспортом, людьми, он обожает животных, имитирует их звуки и сам пытается с ними разговаривать.

2. Его интересует совместная деятельность с мамой, папой и другими близкими людьми в их делах по дому, и он пытается им подражать либо помогать им.

3. Ребенок улавливает интонацию, с которой к нему обращаются, – на строгий голос он может и заплакать, а на ласковую интонацию улыбается.

4. Активное и радостное желание годовалого ребенка познавать мир нужно не ограничивать запретами, а поощрять и направлять, помогая ему развиваться.

Для знакомства с развитием ребенка в другие месяцы можете почитать статью «Развитие ребенка по месяцам до 1 года».

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru

Маме на заметку