Развивающие игры для малышей 3 лет

Развивающие игры для детей 3 лет
Развивающие игры для детей 3 лет

Игра издревле была одним из самым главных моментов в жизни ребенка.

В игре дети учатся отстаивать свою позицию, проявлять лидерские качества, учатся осваивать социальные роли и даже выживать (вспомните "Казаки-разбойники").

Если в младенчестве ребенку было достаточно только ярких, гремящих, пиликающих игрушек, чтобы он учился концентрировать свое внимание, то с возрастом развитие зависит от многих факторов, а значит, нужны игры, помогающие развитию ребенка.

Что должен знать ребенок в 3 года?

К трем годам малыш должен знать:

  • основные цвета;
  • геометрические фигуры;
  • уметь сравнивать;
  • подбирать пару к предметам с заданным признаком.

Кроме того, у него должна быть развита память, чтобы находить лишний предмет и объяснять выбор, находить и объяснять несоответствия на рисунках, запоминать картинки. Также в круг его знаний входят названия предметов из одной категории (например, знание разных ягод, фруктов, деревьев). Он должен знать названия основных действий, времен года, иметь представление о материалах, профессиях, явлениях природы.

Когда малышу исполняется три года, самые сильные изменения происходят в его речи. Очень быстро развивается способность называть предметы на картинках, связывать слова в предложения, соотносить понятия один-много.

Все эти изменения требуют развития и совершенствования. К тому же в двигательном плане малыш тоже очень активен: он открывает дверцы шкафов, снимает крышки отовсюду, составляет из кубиков пирамидки. В нем живет дух исследователя, а значит, его тоже можно развивать и совершенствовать. Для развития различных навыков существуют разные игры. Вот некоторые возможные варианты.

Тренируем органы чувств "Назови запах"

  1. Можно предлагать детям называть запахи знакомой им еды (жареной картошки, горохового супа, кофе или шоколада).
  2. Во время прогулки на свежем воздухе нужно обращать внимание на новые запахи: бензина, свежескошенной травы, цветущих деревьев, цветов во дворе.
  3. Можно давать нюхать туалетную воду с нерезким запахом, различные крема, лосьоны и просить описать, сем пахнет. Ну, и классика жанра – с завязанными глазами определить по запаху, что перед ним.

"Теплое или холодное"

  1. Во время купания обращайте внимание, какая вода льется из крана: теплая или холодная. Заодно можно заняться закаливанием, ведь контрастный душ – один из проверенных способов.
  2. Можно предложить помочь мыть посуду – дети в этом возрасте с удовольствием это делают. Во время мытья и ополаскивания предложить сравнить, где теплая вода, где холодная.
  3. Во время еды просить различить, что горячее – суп или компот, хлеб или чай. А уж мороженое из холодильника, конечно, поможет очень явственно ощутить, что значит охлаждающий эффект.

"Определи на ощупь"

Еще с младенческого возраста детям дают разные на ощупь игрушки, но объяснить он ее пока не может. 3 года – самое лучшее время для объяснений. Подберите для него предметы с парными признаками: твердый-мягкий, гладкий-шершавый, легкий-тяжелый, колючий-шелковистый и т. д. Наклеив образцы на картон, можно по-разному их использовать. Можно искать пару, можно с завязанными глазами искать нужный образец, можно искать одинаковые. При желании набор карточек можно расширять.

Развиваем восприятие "Найди подходящее"

Самым простейшим вариантом подобной игры может быть куб с отверстиями, куда надо проталкивать различные фигуры, подходящие по форме и размеру. Еще можно предлагать детям подбирать подходящие по размеру крышки для кастрюль или контейнеров. Подобного рода занятия, во-первых, способствуют развитию восприятия, а во-вторых, учат ребенка сосредоточенности, усилию над собой, а родителям дают много свободного времени.

"Определи звук"

1. Ребенка окружает множество звуков. Поначалу можно научить различать похожие звуки, издаваемые, к примеру, феном и пылесосом. Постепенно к ним будут добавляться звуки работающей кофемашины, посудомойки, СВЧ-печки, стиральной машины и т. п.

2. А на улице во время прогулки происходит знакомство с окружающим миром посредством звуков природы: пролетающего самолета, шуршащих листьев, проезжающих автомобилей, играющего плеера. Объясняя ребенку значение того или иного сигнала, вы даете ему и основы безопасности в будущей жизни. Например, гудок автомобиля обозначает, что рядом опасно, что нужно остановиться и осмотреться.

3. А еще любопытным вариантом такой игры является определение источника звучания по записи на магнитофоне. Подчас знакомые звуки – капание из крана, чистка ковра щеткой, даже чистка зубов – в записанном аудиофайле могут стать настоящей загадкой для маленького человечка. Подобную игру можно использовать на днях рождения по принципу "кто быстрее или кто больше узнает?"

Игры на движение

Конечно, главной целью всех подвижных игр является развитие координации, ловкости, скорости и многих других качеств, способствующих формированию физического развития ребенка.

"Делай, как я"

Учите ребенка повторять за вами движения сначала медленно, потом ускорять движения, выполнять их под музыку определенного жанра (марш, галоп, полька). Когда ваш малыш подрастет, можно усложнять: попросить повторить в зеркальном отражении.

"Развиваем равновесие"

Нужно подобрать надежную крепкую доску, чтобы ставить ее дома на возвышенность (стульчик, толстую книгу, большой кубик) под разным наклоном. Предложить ребенку проходить по доске сначала за руку, а потом самостоятельно. На прогулке можно ходить по бордюрам, по врытым в качестве оградки колесам, поваленным деревьям. Сейчас строится довольно много детских площадок, где существуют разные приспособления для тренировки ловкости и силы.

"Игры с мячом"

Игр с мячом великое множество. Каждый родитель может выбрать те игры. которые больше всего понраявятся вашему ребенку. Мячом можно попадать в цель. На улице это может быть нарисованная на щите мишень или вырытая в земле ямка. Небольшим мячом можно сбивать какие-нибудь предметы: бутылки или игрушки. Все эти занятия развивают и моторику, и меткость, и формируют мышцы плечевого пояса. А сколько удовольствия получит малыш при попадании в цель. Можно организовать соревнования хотя бы с соседским ребенком, и это может развивать еще и дух соревнования.

Электронные игры

Сейчас и в интернете, и на CD-дисках выпускается множество электронных игр. Вместе с любимыми персонажами мультфильмов и сказок дети путешествуют по виртуальному миру, выполняя познавательные задания. Им предлагается что-то сосчитать, различить цвета, одеть какого-то героя в разные предметы одежды и т. д.

Это могут быть раскраски, когда одну и ту же картинку можно десятки раз перекрашивать на любой вкус. Это могут быть пазлы, когда передвигая детали, в итоге получаешь готовую картинку. Это и составление из слогов слов. Есть логические игры на подбор парных предметов, соединение нескольких фигур в одну, посторойку какого-то сооружения.

Конечно, возможность получить желаемый результат наглядно, поддержка любимых героев, различные спецэффекты, звуки и многое другое делает такие игры очень привлекательными для детей. Да и родителям проще: посадил ребенка за компьютер и забыл на время о его существовании.

Но важно помнить, что, по нормам СанПиН, ребенок дошкольного возраста за компьютером может проводить не более 15 минут в день. Кроме того, длительное нахождение за подобными занятиями может привести впоследствии к игровой зависимости. Вот тогда ни подвижные игры, ни ваши самодельные занятия ребенку не понравятся, и тяжело придется родителям, вдруг решившим провести вместе выходные на природе.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru