Как быстро научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить
Как научить ребенка говорить

С рождения малыш накапливает пассивную речь: прислушивается к звукам вокруг, словам родителей, запоминает выражения.

Но самостоятельно говорить кроха начинает после года. Кто-то к двум годам уже разговаривает сложными предложениями, а другие могут произнести лишь десяток слов. Что необходимо знать маме и папе, чтобы помочь малышу скорее заговорить?

Как развивается речь ребенка

До года

Через 2-3 месяца после рождения кроха начинает воспроизводить первые звукосочетания. Это начальная стадия освоения им речи – гуление. Немного позже, в 6-8 месяцев, ребенок, повторяя некоторые слоги, уже произносит подобия слов: ма-ма, ба-ба, па-па, не соотнося их с определенными объектами. После 9 месяцев малыш начинает вкладывать в такие сочетания слогов определенный смысл и к году может произнести до 10 упрощенных слов.

После года

Пополнение речи крохи после года идет огромными темпами. За день можно научить его произносить несколько коротких слов. Однако не все дети развиваются одинаково, поэтому если в год ваш карапуз упорно молчит, это не повод для беспокойства. В среднем к полутора годам ребенок может выразить свою мысль простым предложением (мама пока, дай мяч).

После двух лет

После двух лет дети учатся употреблять слова в правильном порядке, склонении, падеже, сочетать их с предлогами и строить более сложные предложения. В первую очередь малыш запоминает и учится произносить существительные – названия предметов и понятные для него обозначения действий (пи-пи, ам-ам). Позже в своей речи кроха использует указательные местоимения (там, эта) и глаголы.

Затем ребенок начинает употреблять прилагательные, чтобы описать размер, цвет и какое-нибудь качество предмета. Двухлетние дети способны рассказать о своих ощущениях, используя слова «страшно», «холодно», «больно». После трех лет малыш умеет рассуждать и объяснять причинно-следственные связи между событиями.

10 полезных советов родителям

1. С самого рождения крохи мама и папа должны говорить с ним постоянно. Необходимо произносить слова разным тоном, изменять голос, обращаться к малышу то тихо, то громко. Важно близко наклоняться к ребенку, чтобы он видел артикуляцию говорящего.

2. Следует комментировать все свои действия. Рассказывайте ребенку, как вы готовите обед, что вы на него надеваете, какая на улице погода, что он видит вокруг. В магазине, поликлинике объясняйте малышу, зачем он туда пришел и что будет здесь делать. При этом можно не просто говорить, а петь песенки, рассказывать стишки, потешки.

3. Важно знакомить ребенка со всем звуками. Показывайте ему, как едет машина, воет ветер, летит самолет, варится кашка, капает водичка. Произнося слова, показывайте их на картинке или в окружающей обстановке. Если малыш пытается повторять за вами, нужно несколько раз произнести этот звук, рассказывая, кто именно так делает.

4. Слова нужно произносить четко, особенно тянуть при этом ударные гласные. Старайтесь активно использовать мимику при разговоре с крохой: шире открывайте рот, вытягивайте губы, цокайте языком.

5. Необходимо много читать малышу. Стихотворения, рассказы, сказки подбирайте по возрасту ребенка. Читайте выразительно, чтобы заинтересовать его. Хорошо, если вы самостоятельно дополняете прочитанное, объясняете малышу понятными словами, показываете иллюстрации.

6. Чем лучше развиты у крохи пальчики, тем быстрее и правильнее он начнет говорить. Поэтому важно развивать мелкую моторику. Предлагайте малышу играть с монетками, бусинками, фасолью, крупами, пересыпая их руками или с помощью совочка. Никогда не оставляйте карапуза одного во время таких игр!

7. Малышу будет интересен домашний спектакль. Можно изготовить игрушки для театра самостоятельно, вырезав их из бумаги, сшив или слепив из пластилина. Подойдут и повседневные предметы обихода. Привлекайте ребенка к участию в постановке.

8. Когда кроха молча указывает на какой-либо предмет или пытается взять его, предложите ему другую вещь. Когда малыш откажется от нее, объясните, как называется желаемый предмет, и попросите ребенка назвать его. Так вы побудите его просить то, что ему нужно.

9. Хорошо, если ребенок имеет возможность играть с другими детьми. При этом полезно общение и с ровесниками, и с малышами старшего возраста. Можно организовывать маленькие детские праздники или развивающие занятия.

10. Не используйте простые слова вместо сложных. Всегда называйте вещи своими именами, не обобщая их. Например, косынку, кепку, шляпу, панаму нужно называть именно так, не объединяя одним понятием «шапка».

© Ильина Наталия, Dealinda.ru