Основные стадии развития речи ребенка

Этапы развития речи в раннем детстве
Этапы развития речи в раннем детстве

Еще советский психолог А. А. Леонтьев выделял четыре основных периода развития речи.

1-й – подготовительный (с момента рождения до года); 2-й – преддошкольный (от года до 3 лет); 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);4-й – школьный (от 7 до 17 лет). Многие психологи склонны сейчас объединять первые два периода, выделяя при этом три этапа: доречевой, дограмматический и этап усвоения грамматики.

В прежнее время отслеживалось совпадение с этими этапами, и если ребенок не попадал в определенные временные рамки, то отмечали отставание в речевом развитии. Сейчас дети в общепринятом понимании этого слова начинают говорить гораздо позднее, но этот факт уже не вызывает серьезной тревоги. Может быть и так называемая акселерация, то есть сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные периоды.

Этапы формирования речи

Доречевой этап, как правило, совпадает с первым годом жизни ребенка. В нем выделяют период гуления и период лепета.

В это время ребенок осваивает звуковую форму выражения языкового знака, то есть артикуляцию. Так как для него это очень сложная задача, упражняться порой приходится с полутора-двухмесячного возраста. Сначала он слушает, запоминает, а потом пытается сымитировать нечто похожее.

Дограмматический период, или этап первичного освоения языка, начинает развиваться в течение второго года жизни ребенка. В это время он может повторять многие слова, но неосознанно и только в форме именительного падежа. Однако он может давать названия уже вполне осмысленно, понимая их функциональное назначение. Могут добавляться глаголы, в основном, в форме повелительного наклонения: например, "мама, дай", "папа, ди" (т. е. иди).

Много зависит и от таких факторов, как психологическая обстановка в семье, достаточное общение со взрослыми, желательно грамотными, внимательное отношение к ребенку. При наличии всех этих условий лексический запас ребенка может возрасти к концу второго года жизни до ста слов, а концу третьего года жизни – до 1500 слов. Тогда же может идти речь об освоении некоторых грамматических категорий.

Этап усвоения грамматики (на третьем году жизни) является самым благоприятным для развития речи. Происходит не только интенсивное развитие речевых навыков. Все функции центральной нервной системы обеспечивают формирование условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе развития речевых навыков. Этот период психологи называют еще сензитивным, то есть располагающим к изучению других языков.

Действительно, в это время многие родители начинают водить своих детей в школы раннего развития, где в обязательном прядке есть английский язык. Все эти навыки легко поддаются направленному воздействию со стороны педагогов. Если же возникают неблагоприятные условия, то формирование речевой деятельности может не просто задерживаться, но даже протекать в искаженном виде.

Дошкольный период

По достижении ребенком четырех лет его речь становится не только средством отражения какой-то определенной ситуации, но средством общения со взрослыми и детьми. Большинство детей уже посещает детский сад, а значит, потребность выразить свое мнение, стремление утвердить себя в коллективе сверстников становится очень ценным для малыша.

Если окружение ребенка состоит из более старших детей или в семье часто случаются ссоры с использованием нецензурных выражений, то его словарный запас может "обогатиться" такими словами, которые ему и не нужно бы знать. Поэтому внимательным родителям нужно исключить из своего общения все "мусорные" и грубые слова. Если же ребенок "нахватался" чего-то на улице, то, конечно, не нужно пока объяснять, что это за слова и почему их нельзя употреблять.

Со временем интерес к ним пропадет, а если в семье будет почва для развития грамотной речи, то произойдет то, что и должно произойти: ребенок станет говорить красиво и грамотно. Так как в этот период многие дети уже проявляют интерес к письменной речи и даже знают многие буквы, то, безусловно, можно поддерживать это стремление.

Готовность к школе проявляется прежде всего не в математических умениях, а в умении связно и осмысленно рассказать о себе, своей семье, своих интересах. Как правило, способность к связной и грамотной речи развивается с 3-5 лет, при условии, если ребенка просят рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях от просмотренных фильмов, просят пересказывать услышанные или прочитанные произведения. Во многом это зависит от ближайшего окружения – от семьи.

© Тимошенко Елена, Dealinda.ru